Меню

100 разминок для тренинга

100 разминок для тренинга

Ирина Авидон Ольга Гончукова

100 разминок, которые украсят ваш тренинг

Просто, но эффективно!

«Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника» ……………………………. 7

«Кто я? Какой я?» (упражнения нет в электронном варианте книги)

«Протокол ожиданий и перспектив» …………………………………………………… 14

«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг» ……………………………………………………. 17

«Четыре угла — четыре выбора» ……………………………………………………………. 17 «Реклама — двигатель тренинга» ……………………………………………………………. 18 «Броуновское движение» …………………………………………………………………… 19 «Спящая красавица» …………………………………………………………………… 19 «Наш камень в ваш огород» …………………………………………………………… 19

«Высокопарных слов не будем опасаться» …………………………………………… 22

«. И снова здравствуйте!»

«Пастух Павел плясал польку»

«Притчи и анекдоты»

«Задачи на сообразительность»

«Кто тебя окружает?»

«А ну-ка все вместе!»

«Обезьяна, слон и крокодил» …………………………………………………………… 35

«Пойми меня без слов»

«Вечер трудного дня»

«Утро красит нежным светом» …………………………………………………………… 48

«Сбывающиеся пророчества, или Аффирмации в руку» …………………………… 49

«ХэлЛо, бонжур, здоровеньки булы» …………………………………………………… 51

«Приветствие без слов»

«Совместное сочинение о будущем или былом»

«Никто не знает, что я. »

«Рецепт хорошего дня»

«Посттренинговое коуч-сопровождение» …………………………………………………… 75

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши тренинги? Из гениальных идей, эффективных концепций, полезных инструментов, энергетики тренера, ожиданий участников и так далее и тому подобное.

Как структурировать этот поток, как помочь участникам разложить по полочкам все то, что они поняли о себе и окружающих? Нет ничего лучше, чем тренинговая разминка. Это несложное упражнение-сосуд, которое можно наполнить почти любым— на усмотрение тренера — содержанием.

Среди банка разминок можно найти ,текоторые будут работать и на стратегические цели вашего тренинга, и на его сиюминутные задачи. Нужно активизировать внимание участников, «перезарядить их батарейки» — разминка раз. Нужно внести спокойствие и утихомирить разбушевавшиеся страсти — разминка два. Нужно помочь участникам задуматься о себе и о том впечатлении, которое они производят на окружающих, — разминка три. Четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять. и в яблочко!

Разминки, которые вы найдете в этом сборнике, предназначены в первую очередь для того, чтобы выступать в роли своеобразных водоразделов: с их помощью можно начинать и заканчивать новые тренинговые дни и блоки.

Часть предлагаемых в этом сборнике разминок наверняка в той или иной модификации знакома нашим читателям. Многие из них стали своеобразным тренинговым фольклором, и выяснить, кто из тренеров их изобрел или первым применил в целях психологического тренинга, — задача уже почти для историков. Пересказывая менее распространенные упражнения, мы отсылали вас к книгам наших лучших авторов, описавших эти упражнения (уверены, что вы найдете в них еще множество полезных идей и приемов, — так наберется и вторая сотня разминок, заявленных в названии сборника ©).

Мы будем рады, если представленные здесь задания и упражнения помогут читателям расширить свой профессиональный репертуар и натолкнут на новые идеи тренинговой работы и саморазвития.

Удачи вам! Ваше издательство «Речь»

«Здравствуйте, я ваша тетя!»

На первом этапе работы основная задача тренера — создать участникам комфортные условия, ощущение базовой безопасности тренинга, обеспеченное, во-первых, знакомством с людьми, которые волею судеб оказались на соседних стульях в этой аудитории(«Кто они? Откуда они? Похожи ли они на меня, есть ли у меня с ними хоть что-то общее?»); во-вторых, знанием того, как будут развиваться события («Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»). Отсюда две основные процедуры первого тренингового блока— знакомство и прояснение ожиданий и правил.

Как правило, на решение первой задачи тратится несколько больше времени, чем на решение второй, а способы решения первой гораздо более разнообразны. Хотя существует довольно большое количество упражнений, позволяющих хотя бы частично решить обе задачи.

Но так или иначе самопрезентация тренера и участников— обязательная часть программы, очень важная и занимающая в среднем от четверти до трети первого тренингового дня.

Перечислим несколько способов организации самопрезентации участников:

1) «снежный ком» — каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано предыдущими ораторами; этот способ имеет смысл использовать в тех случаях, когда информации предоставляется не очень много и ее запоминание не будет вызывать особых трудностей (например, имена или имя + 1—2 яркие характеристики);

2) «стежок назад иголку» — каждый из участников повторяет только то, что сказал его коллега, занимающий позицию перед ним; так целесообразно поступать, когда группа довольно большая или когда информацию не так-то просто запомнить;

Читайте также:  Ахк для тренировки крмп радмир

3) «эстафета» — каждый из участников выдает какую-то информацию о себе(или

партнере, которого он представляет), и эта информация больше никем из коллег не дублируется;

4) «карусель» — участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из внутреннего круга;

5) «спарринг» — участники делятся на пары и обмениваются самопрезентационной информацией между собой; затем на круг каждый из них рассказывает не о себе, а о своем спарринг-партнере. В некоторых руководствах по тренингу предлагается процедура, когда человек рассказывает о своем партнере как бы от первого лица: «Меня зовут. Я. » Однако это может вызывать дискомфорт у того участника, от лица которого ведется речь: не всякому хочется, чтобы чужой человек назывался его именем (самозванцы на Руси плохо заканчивали свой век, мы все хорошо это помним из курса истории. ), особенно если информация при передаче искажается.

Эти виды самопрезентационной процедуры могут быть скомбинированы: например, сначала идет работа по принципу карусели, а затем она продолжается в режиме эстафеты.

Самопрезентация самого тренера и его способность к самоконтролю на протяжении всего тренинга важны не менее.

Начало тренинга — очень ответственный момент, и он вызывает волнение даже у высокопрофессиональных и многоопытных тренеров. Что можно сделать, чтобы совладать с чрезмерным напряжением и минимизировать почти неизбежную тревогу?

Первая и, казалось бы, самая очевидная — хотя зачастую и игнорируемая тренерами палочкавыручалочка — составление «шпаргалок». Под шпаргалками имеются в виду, первую очередь, расчасовка тренинга, включающая в себя и запасные упражнения(начинающие тренеры и лекторы часто сталкиваются с ситуацией, когда вроде бы уже все сказано и сделано, а время занятия еще не истекло). Желательно иметь под рукой и распечатку с описаниями всех упражнений или, как минимум, тех из них, которые вы еще не освоили до уровня автопилотажа. Еще один чек-лист (от англ. check list — список для проверки) должен касаться всех подручных материалов, которые вы должны были принести(и принесли!) на этот тренинг. Еще раз проверив себя и обстановку и хотя бы в какой-то степени обезопасив себя от возможных проколов, вы снижаете уровень своей ситуативной тревожности.

Также начинающим тренерам рекомендуется иметь под рукой распечатки с выверенными инструкциями к упражнениям. Если ваш опыт проведения тренингов пока невелик, на формулирование инструкций нужно обращать особое внимание до начала групповой работы, а не в ее разгаре. Инструкции должны быть четкими, лаконичными и не допускать различных толкований. Инструкция, которая была неправильно понята и реализована участниками, вопервых, усложняет работу самого тренера, во-вторых, мешает оптимальному усвоению материала, в-третьих, может вызвать раздражение и сопротивление группы. Начинающий тренер вполне может позволить себе зачитывать инструкции с листа— тем самым он не только страхует себя, но и подчеркивает важность точности следования инструкции.

Еще одна группа приемов, нацеленных на снятие излишнего напряжения, связана с усилением двигательной активности организма. Напряжение стоит израсходовать заранее, потому что моральная перегрузка может быть следствием недогрузки физической. Конечно, марафонский забег или «упал — отжался» перед началом тренинга будут неуместными, но вполне возможно в быстром темпе пройти два-три лестничных пролета или, если есть какоето укромное место, сделать пару упражнений на растяжку или скорчить себе перед зеркалом несколько страшных или смешных рож.

Для снятия чрезмерного напряжения или мобилизации ресурсов можно воспользоваться «якорями» или талисманами. Техника якорения в различных модификациях используется в нейролингвистическом программировании. В общем виде она заключается в том, что человек, находясь в приятном для себя состоянии(или вспоминая о нем, или представляя его себе), делает какое-то особое движение или принимает какую-то особую позу. Эта «пантомима» не должна быть заметна окружающим, поэтому движения имеет смысл выбрать достаточно органичные, скажем, соединение большого и указательного пальцев в кольцо или двукратное притоптывание правой ногой. Если вам удалось овладеть этой техникой, то в дальнейшем, испытывая тревогу или какое-то иное неконструктивное в данный момент времени состояние, вы просто делаете движение-якорь— и обретаете необходимые уверенность или покой(те, которые вы ощущали в исходном ресурсном состоянии).

Для приведения себя «вбоевое» настроение можно воспользоваться и материальными предметами. К примеру, небольшой камешек с берега теплого моря, где вы феерически

провели отпуск, который можно положить в карман и время от времени нащупывать его там (тут включается и тактильная модальность).

Читайте также:  Гимнастика для межпозвонковой грыжи шейного отдела

Или дорогая ручка, которая будет напоминать ,вамчто вы — суперспециалист и мегапрофессионал и без особого труда справитесь с любой нештатной ситуацией.

Или украшение, подаренное близким человеком, верящим в вас и поддерживающим вас в ваших начинаниях.

Или любимая игрушка, которая по ходу тренинга будет исполнять роль мяча для переходов хода и передачи слова. Игрушка должна быть небольшой, но не слишком легкой — чтобы ее можно было перекинуть через круг; не очень маркой; приятной на ощупь (шелковистой и/или с наполнителем в виде маленьких пластиковых шариков) — это позволит тому, кто держит ее в руках, снять излишнее напряжение; с минимумом мелких деталей— чтобы не отвлекать внимание группы; «одушевленной» — собачка или свинка лучше, чем мягкий кубик или шарик.

Экипировались? Тогда переходим к играм и упражнениям для первого тренингового блока.

«АКТИВНЫЙ АЛЕКСАНДР, БОДРЫЙ БОРИС, ВЕСЕЛАЯ ВЕРОНИКА»

Один из способов запомнить имена участников — сыграть в эту игру. Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.

В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику(любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.

Сопровождаемые эпитетами, имена запоминаются лучше, так как связь между обликом человека и его именем становится более образной и индивидуализированной; даже если в группе два человека с одинаковыми именами, их уже не спутают. Кроме того, снижается вероятность переноса, когда человек с тем или иным именем вызывает ассоциации со своим тезкой из прошлого опыта кого-то из участников.

Ведущему группы стоит подстраховаться и держать в голове несколько вариантов эпитетов для каждой буквы алфавита на тот случай, если кто-то из участников будет испытывать затруднения в подборе характеризующего его слова или в группе окажется несколько человек с именами на одну и ту же букву. Для облегчения выполнения задания можно предложить участникам использовать как свое полное имя, так и сокращенные его варианты; если даже в

этом случае уместный эпитет подобрать не удается, можно использовать первую букву фамилии.

Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя— очень сильный стимул.

Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.

А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.

Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.

В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.

Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.

Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.

Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.

Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.

3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.

И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.

К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.

Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.

М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.

Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.

О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.

П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.

Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.

С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.

Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.

Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.

X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.

Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.

Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.

Читайте также:  Аудио медитация душа моя

Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.

Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.

Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.

Ю — юморист, юный, юркий, юла.

Я — язвительный, яркий, яростный.

Для дополнения этого перечня эпитетов вы можете воспользоваться следующей книгой: Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

«ТРИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ. »

Одна из самых распространенных процедур знакомства заключается в том, что участникам группы предлагается назвать себя и дополнить эту информацию перечислением трех(двух, четырех) своих качеств, качеств, которые помогают им добиваться успеха в , сфере соответствующей тематике данного тренинга. Еще один вариант — называние как качеств, обеспечивающих личную эффективность в той или иной области, так и качеств, снижающих ее (в равной пропорции или в отношении 2:1).

«КАК ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

Сидящий слева повторяет то, что сказал предыдущий оратор, а потом по той же схеме представляется сам. Однократного повторения высказывания здесь будет достаточно. Продолжение цепочки не рекомендуется, поскольку участники будут тратить слишком много сил на запоминание качеств, названных предыдущими выступающими, а основная цель данного упражнения — облегчить запоминание имен. Формулирование качеств важно для самих участников, их называющих, — это стимулирует их рефлексию и погружает в проблемное поле тренинга — и для ведущих, которым имеет смысл обобщить все услышанное, связав его с блоками и задачами предстоящей работы.

Если работают два котренера или тренер и ассистент, то один из них может фиксировать сказанное в блокноте либо сразу на флипчарте или доске. Желательно, чтобы группа по ходу выполнения задания не видела этот список, — от работы будет больше пользы, если они будут вспоминать эти качества, а не выбирать из уже перечисленных.

Когда нам нужно встретиться с человеком, с которым мы раньше никогда не виделись, мы пытаемся в предварительном разговоре с ним описать себя , такчтобы он опознал нас в людской толпе по каким-то отличительным, характерным именно для нас признакам: «У меня в руке будет газета»Известия» за прошлый год»; «Мой рост — метр девяносто девять»; «Я недавно покрасила волосы в ярко-фиолетовый цвет».

Задача участников в этом упражнении— описать себя не посредством перечисления объективных признаков (рост, цвет волос и т. д.), а через набор личностных характеристик (числом, скажем, пять). Как вариант — личностные характеристики плюс особенности жизненного опыта, также отчетливо дифференцирующие данного человека от всех прочих (как минимум — от всех прочих в данной группе).

«ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО?»

Еще одна версия самопрезентации, которая одновременно позволяет прояснить ожидания членов группы от предстоящей работы, — имя плюс ответ на один или два вопроса. Группе предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути: 1) «Почему вы пришли на этот тренинг?» и 2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?». При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее. Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии

сам обращает внимание на, нато какой из двух вопросов человек

предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.

вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на

процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от| тренинга? Каким он, по-вашему, должен быть?» I и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».

Можно предложить группе и еще один вариант знакомства: называя свое имя, участники должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.

В более сложной версии упражнения участники не получают никаких«рамок» для формулирования девиза. Возможно, кто-то из них уже имеет готовый девиз, с которым и до тренинга шел по жизни. Однако, скорее всего, большая часть группы в первый момент после получения задания будет находиться в изрядном замешательстве, поскольку сочинение девиза на ходу — дело не из простых. Важно дать группе достаточно времени на раздумье и не начинать опрос по кругу сразу же.

После того как эта работа будет завершена(или спустя некоторое время, в зависимости от тренингового контекста), тренер может предложить группе для ознакомления или обсуждения подборку девизов и высказываний известных людей, а также пословиц и поговорок, связанных с темой тренинга(такая информация будет уместна, например, в тренинге управления временем и тренинге лидерских навыков).

Источник