Дать краткую характеристику методическим особенностям гимнастики

I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Гимнастика исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от слова «гимнос» — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие — от греческого слова «гимназо» – упражняю, тренирую.

Предметом гимнастики (т.е. круг явлений, которые ею изучаются) является педагогический процесс формирования гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности.

Методы – это способы применения средств гимнастики с целью получения специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.

Задачами гимнастики являются:

1. Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в об­ласти гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.

3. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)

4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.

5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по
спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.

Различают следующие методические особенности гимнастики:

1. Возможность разложить каждое упражнение на части и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом.

2. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов и систем организма человека.

3. Применение широкого круга физических упражнений, точно обусловленных по способу исполнения, что обеспечивает гармоническое развитие всех физических качеств.

4. Возможность определять пульсовую стоимость каждого включен­ного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кривую физиологической нагрузки и управ­лять ею в ходе урока.

5. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Это достигается путем:

а) подбора различных упражнений;

б) изменения исходных положений;

в) изменения дозировки, темпа, амплитуды движений;

г) применение различных методов проведения упражнений (раздельный, поточный, проходной) и форм организации занимающихся (фронтальный, групповой, поточный).

д) выполнения упражнений в условиях мышечного и умственного утомле­ния; на разных снарядах, в разных условиях внешней среды.

6. Возможность применения одних и тех же упражнений в различных целях (спортивных, методических, лечебных, оздоровительных и др.).

7. Возможность выполнять упражнения под музыкальное со­
провождение, подбирать упражнения под характер музыкального
произведения.

Гимнастика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нрав­ственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных уч­реждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 16355 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

Читайте также:  Медитация открытие сердца джо диспенза

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражненийсредств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

ю

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.
Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­
тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­
ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­
лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

Читайте также:  Воронин спортивная гимнастика тренер

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,
применения одних и тех же упражнений в разных целях.
Типичным
способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является
освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­
ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и
конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых
сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени
трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­
ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов,
создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­
ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражненийсредств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

Читайте также:  Спортивная гимнастика хочу заняться

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

ю

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.
Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­
тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­
ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­
лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,
применения одних и тех же упражнений в разных целях.
Типичным
способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является
освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­
ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и
конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых
сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени
трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­
ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов,
создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­
ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

Источник

Оцените статью