- Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?
- Физиологические особенности заикания
- Чем помогает дыхательная гимнастика
- Правила выполнения
- Кому нельзя делать дыхательные упражнения
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н
- Упражнение «Ладошки»
- Упражнение «Обними плечи»
- Упражнение «Погончики»
- Упражнение «Насос»
- Зачем нужны движения при дыхании
- Как повысить эффективность гимнастики
- Дыхательная гимнастика в логопедической коррекции заикания у дошкольников
Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?
Заикание выражается в расстройстве речевой функции и имеет неврологическое происхождение. Однако то, как образуются звуки, речь, тесно связано с дыхательным ритмом и артикуляцией. Поэтому дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых является обязательной частью комплексного лечения патологии. Она помогает нормализовать состояние нервной системы человека и восстановить способность ясно и четко выражать свои мысли.
Физиологические особенности заикания
Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:
- возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
- лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
- мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
- из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.
Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.
Чем помогает дыхательная гимнастика
Систематическое выполнение дыхательной гимнастики от заикания приводит к следующим результатам:
- восстанавливается соотношение ритма и темпа разговорной речи;
- в процессе упражнений человек (ребенок или взрослый) учится самостоятельно контролировать дыхание, формировать его во время разговора, регулируя объем поступающего в легкие воздуха;
- мышечный тонус брюшной стенки повышается;
- укрепляются мышцы диафрагмы, формируется диафрагмальное дыхание.
Со временем человек чувствует себя более уверенно и перестает заикаться.
На лечение заикания дыхательной гимнастикой может потребоваться много времени (возможно, даже годы). Однако регулярное, настойчивое выполнение упражнений способно устранить даже самое запущенное нарушение.
Правила выполнения
Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
- Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
- Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
- Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
- Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
- Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
- Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.
Кому нельзя делать дыхательные упражнения
У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:
- Любая боль или дискомфорт при выполнении.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Тяжелые сердечные болезни.
- Травмы позвоночника.
- Травма головы, полученная недавно.
- Мочекаменная болезнь.
- Лихорадочное состояние.
- Гипертония.
В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н
Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах. Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности. Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.
Упражнение «Ладошки»
Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.
Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.
Упражнение «Обними плечи»
В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.
Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).
Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.
Данное упражнение не рекомендуется выполнять на начальном этапе освоения системы Стрельниковой. Приступать к нему нужно спустя 14-20 дней после работы над другими элементами.
Упражнение «Погончики»
Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.
Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.
Упражнение «Насос»
Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.
Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.
Зачем нужны движения при дыхании
Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.
Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста. В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.
В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).
Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.
Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.
Как повысить эффективность гимнастики
Достичь максимального результата в избавлении от заикания помогут некоторые рекомендации.
- Помещение, в котором проходят занятия, должно быть чистым, проветренным. Необходимо избегать высокой влажности воздуха, однако слишком сухой также не желателен.
- Желательно, чтобы перерыв между уроком и последним приемом пищи составлял не менее двух часов.
- Во время лечения необходимо обеспечить достаточный сон, полноценный отдых, избегать нервных и физических перегрузок.
- Отличным дополнением к лечебному дыхательному комплексу станут спортивные занятия, особенно на свежем воздухе. Такие направления, как бег, лыжи, велосипедная езда, плавание не только укрепляют мышцы, но и положительно сказываются на ритме дыхания, сердечной деятельности, состоянии нервной системы.
- Следует уделить достаточно внимания и рациону: наладить режим питания, включать больше продуктов, богатых витаминами.
- При любом недомогании, особенно связанном с органами дыхания, ротовой полостью, гимнастику следует прервать до устранения расстройства.
Необходимо понимать, что, несмотря на высокую эффективность дыхательной гимнастики для преодоления заикания, полностью избавиться от патологии можно только путем комплексного подхода. Помимо дыхательных упражнений, терапия речевого расстройства включает в себя прием лекарственных средств, физиопроцедуры, психотерапевтические и прочие методы.
Источник
Дыхательная гимнастика в логопедической коррекции заикания у дошкольников
Елена Каламашвили
Дыхательная гимнастика в логопедической коррекции заикания у дошкольников
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Для такого дыхания при заикании характерны дыхательные судороги, которые могут возникать в фазе вдоха (инспираторные) или при резком внезапном выдохе (экспираторные). Нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в недостаточном объеме вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в несформированности взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и голосообразованием. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.
Дыхательная гимнастика
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения. Задачи гимнастики — освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуется через систему целенаправленных тренировок. Темп и ритм дыхания формируется в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением (при произнесении изолированных звуков, звукосочетаний, слов, фраз). Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Внимание!
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
— не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
— не заниматься после еды;
— занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
— не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
— дозировать количество и темп проведения упражнений.
Статические упражнения
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Упражнение 1.
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий.
Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.
Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2.
Упражнение следует делать в исходном положении лежа 3 – 5 раз подряд.
Для выполнения упражнения использовать игрушку, мешочек с песком. Мешочек (игрушку) положить на живот. Сделать глубокий вдох носом. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек (игрушку) как можно выше. На медленном выдохе мешочек (игрушку) опустить.
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
Упражнение 1. Фиксированный выдох.
После спокойного вдоха сделать плавный и длительный выдох через рот.
Упражнение 2. Форсированный выдох.
Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот.
Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 5-7 раз.
Упражнение 3. Теплый выдох.
Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Упражнение 4. Задуть воображаемую свечу.
Сделать вдох через нос и «подуть на свечу» плавно и постепенно.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
Упражнение 1.
Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше.
Упражнение 2.
Проделать упражнение 1, произнося гласные: а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить произнесение этих гласных на всю длину выдоха.
Упражнение 3.
Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук м, негромко, на удобной высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался» (не изменялся ни по высоте, ни по силе). При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости, свободы, приятности и «удобности» звучания — один из основных показателей правильности выполнения упражнения.
Проделать подобное упражнение со звуками н, л, р, з, ж, в. Необходимо протянуть произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания. То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с-з, ш-ж, ф-в.
Упражнение 4.
Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф
Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д. ;
б) полунапевно произносить на выдохе:
в) разговорно произносить на выдохе:
Упражнение 5
Положите ладони на область диафрагмы (для контроля за движениями мышц брюшного пресса, вдохнув носом, на выдохе произносите текст, имитируя смех:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали —
Дыхательные упражнения с движениями
Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.
Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.
Упражнение 2.
Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.
Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.
Упражнение 3.
Исходное положение — основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 10).
Упражнение 4. Насос.
Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху:
Выполнить упражнение 5 раз.
Упражнение 5. Лыжник.
Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному вдоху и выдоху:
Выполнить упражнение 5 раз.
Упражнения для удлинения продолжительности
фонационного (речевого) выдоха
Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.
Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:
На дворе трава (добор, на траве дрова (добор, раз дрова (добор, два дрова (добор, три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор, дрова выдворить.
Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завила.
В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.
Упражнение 2. Трубач.
Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся обойтись без докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Упражнение 3.
Произносить скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3—4 слова:
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки:
(сделать вдох и продолжить)
Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т. д.
Для упражнений используйте долгоговорку:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох,
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!» и т. д.
Упражнение 4.
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т. д.
Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.
Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
Источник