Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
ВЫВОДЫ:
Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_dlya_detey_5.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
(Тянем кисти в стороны.)
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
И работать захотели.
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
Наши пальцы сжались тесно.
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало,
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом.
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
(Показать семь пальцев.)
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
(Разогнуть большой палец.)
(Разогнуть указательный палец.)
(Разогнуть средний палец.)
(Разогнуть безымянный палец.)
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
Сели как-то мы обедать
(Имитация движения ложкой.)
И позвали в дом соседей.
(Позвать движением ладони к себе.)
Скатерть белую накрыли,
(Движения разглаживаем скатерть.)
Ложки, вилки разложили,
(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)
Хлеб нарезали и сыр,
(Движения вверх и вниз ребром ладони.)
(Резкое потирание кончиками пальцев.)
Помешали его в чашке
(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)
И добавили колбаски.
(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)
(Мелкие движения щепотью пальцев.)
Замесили. Не забыли
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
Лук сердитый положить
(Показать «сбор слез» в ладонь.)
И скорее все закрыть.
(Хлопок в ладонь горизонтально.)
Печь пирожное не стали.
(Провести по лбу тыльной стороной руки.)
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
На корабле из дальних стран
Плывет отважный капитан.
Из тесной рубки у штурвала,
В бинокль видел он немало.
(Смотрят в «бинокль».)
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим .
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.
Физ.минутки и пальчиковые гимнастики по темам.
Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие .
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с.
Автором представлена подборка пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Источник
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 5–6 лет на учебный год
ЕЛЕНА ОБЕДКОВА
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 5–6 лет на учебный год
Пальчиковая гимнастика
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал —
Десять пальчиков зажал!
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Показывают большой палец.
большой палец с остальными.
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
Газон засох. Удары по столу пальчиками. (Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)
Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
(Ритмичные хлопки по столу.)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле,
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свекла?
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свекла.
И суп овощной оказался не плох!
(«Шагают» пальчиками по столу.)
(Загибают по одному паль-чику.)
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
(Загибают пальчики.)
(Стучат ребром ладони по столу.)
Загибают по одному паль-чику.)
(Ладони складывают крест-накрест на столе.)
(Загибают по одному пальчику.)
(Показывают большой палец.)
Под грибом — шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем — дубовый стол.
Рядом — стул с высокой спинкой
На столе — тарелка с вилкой.
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
(«Звоним в колокольчик»)
(Ладони ребром прижаты друг к другу)
(Ладонь левой руки направлена
вверх (тарелка, правая рука (вилка): ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
И тюльпан в саду расцвёл.
(Руки над головой «домиком»)
(Руки перед глазами «окошко»)
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)
(Руки перед собой кольцом)
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
(Пальцы-лепестки смотрят вверх)
Дыхательная гимнастика
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И. п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же —вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, Яблоко, один
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(Ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)
Все на улицу — вперед!
Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.
Руки в варежках согреем
И завяжем шарфики.
Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.
трем ладошки друг о друга
пальцами массажируем плечи, предплечья
трем ладошки друг о друга
ладошкой массажируем кончик носа
плавные движения ладонями
кулаки стучат по коленям попеременно
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
ладонями проводим по ногам
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
ладони стучат по коленям
кулак, ребро, ладонь
Дыхательная гимнастика
«Греем наши ручки»
«Проверяем кончик носа»
«Сделаем носик тоненьким» «Примазываем ушки, чтоб не отклеились»
«Сдуем снежинку с ладони»
Соединить ладони и потереть ими до нагрева
Слегка подергать кончик носа
Указательными пальцами массировать ноздри
Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
Вдох через нос, выдох через рот
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)
(Показывают, как лепят пирог)
(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
(Опять показывают, как пекут пирог)
Будем пальчики сгибать —
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять —
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,
Утром рано он закрыт,
но к полудню ближе
красоту их вижу.
К вечеру цветок опять закрывает венчик.
И теперь он будет спать,
До утра как птенчик.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Пока маме помогали.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков.)
(Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.)
(Покачивать кулаки вперед-назад.)
(Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)
(Закрываются затем под щеку.)
(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики.)
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.)
Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.
Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки значит, можно начинать.
Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять!
Будем сеять мы пшеницу
В землю зернышки бросать.
И не пустим мы синицу
Наши всходы пеклевать.
(Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.)
(Пальцами делать движения — крошим крошки, пальцы в щепоть — синица, наклонять кисть клюет, махать руками –кыш-кыш.)
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)
«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?»
Мы в подводном мире, друг,
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Дружно пальчики считаем —
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
(Прячут руки за спину.)
Фотоотчет «Мы солнышко слепили и пальчики развили» и картотека пальчиковой гимнастики «Солнце» Солнце Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало — (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.
Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Овощи» У нас на огороде (самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой.
Источник