Пальчиковая гимнастика при зпр

Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

Ирина Ульянова
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

«Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ОВЗ (ЗПР)»

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Так же у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

Мелкая пальцевая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых — это пальчиковые игры.

Пальчиковые игры — это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развиваюту ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой

моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,

пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас

детей, дают первоначальные математические представления и экологические

знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное

эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр — это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого — либо занятия, в режимных моментах.

Читайте также:  Молитва сердца твоя йога

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы

и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно

или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике

ребенок видит тот или иной образ.

«Пальчик-мальчик, где ты был? «, «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет

спать», «Этот пальчик — дедушка«,

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также

упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и

мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики

здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем

(правой, левой руки, двух одновременно) .»Распускается цветок» — из сжатого

кулака поочередно «появляются» пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок

может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или

выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их

выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» —

поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа

движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от

периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как

при мытье рук. «Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами

правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и

память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать

пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний

пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными

пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев«).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец

какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев

дают народные игры – потешки.

Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях.

Практика показала, что при ежедневной, систематической работе с использованием пальчиковых игр:

темп познавательного развития детей возрастает

Расширяется кругозор ребенка

Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи

Достигается понимание смысла речи

Повышается речевая активность

Развивается память ребенка, мышление, воображение

Развиваются творческие способности, фантазия

Интегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Читайте также:  Елена майами утренняя зарядка

Источник

Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
статья

В статье кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и основные группы пальчиковых игр.

Скачать:

Вложение Размер
statya_palchikovye_igry_zhuravleva_m.a.docx 27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

« Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».

Воспитателем ГПД ГБОУ школы № 34

Невского района Санкт-Петербурга

В последнее время в нашей стране наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития у детей, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У учащихся начальной школы с задержкой психического развития не только страдают память, внимание, восприятие и мышление, но и имеются отклонения в речевом развитии и развитии двигательной сферы. В речевом плане это проявляется в виде скудного словарного запаса, аграммматизмах, дефектах произношения и недоразвитии связной речи. В двигательном плане — в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, затруднений при выполнении заданий по словесной инструкции, нарушении произвольной регуляции движений, трудности их переключаемости и автоматизации. Также характерны некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении сложных движений, частое застревание на одной позе. Это приводит к затруднениям адаптации, ограничению круга общения, проблемам в обучении. Между тем, существуют целые комплексы игр, заданий и упражнений по коррекции различных видов моторики, в том числе и мелкой. Одним из средств являются пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе, творческие способности, фантазию. Пальчиковая гимнастика направлена на коррекцию мышечного тонуса и тонких дифференцированных движений пальцев рук, снижение степени нарушения различных параметров двигательной сферы, а также развитие речи и умственных способностей через движение. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Как играть в пальчиковые игры.

1.Перед началом упражнений необходимо разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2.Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

3.Выполняя упражнения вместе, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

4.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

5.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

6.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

7.Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.

8.Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у учащихся с задержкой психического развития ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

9.Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

С каждой строкой необходимо загибать по одному пальцу, начиная с большого.

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!

Подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

2.Пальчиковые кинезиологические упражнения.

«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы учащийся смотрел во время «рисования» на свою руку).

3. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Помоем руки под горячей струёй воды — движение, как при мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Вытираем ручки очень быстро.

Молоточек — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди

Молоточком я стучу,

дом построить я хочу

строю я высокий дом,

буду жить я в доме том

Пять пальцев — ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальцы на обеих руках.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Рыбки — имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Мы делили апельсин. — показать апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.
— Много нас, а он один. — ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.

Эта долька – для ежа,
— Эта долька – для стрижа,
— Эта долька – для утят,
— Эта долька – для котят,
— Эта долька – для бобра. — ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, начинаем раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.
— А для волка… кожура.
— Он сердит на нас – беда!
— Разбегайтесь кто куда. — раскрываем и закрываем ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.

«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель, а сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Организация пальчиковых игр стимулирует непосредственно рецепторы пальцев рук. Эти рецепторы посылают импульсы в центральную нервную систему, в том числе и в речевые зоны коры головного мозга. Т.е. регулярная стимуляция рецепторов кистей рук положительно влияет не только на развитие мелкой моторики, но и положительно влияет на коррекцию речевых недостатков и совершенствование психических процессов.

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2016;
  • Деева Н. В. «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры» — Учитель, 2020;
  • Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» — Учитель, 2020;
  • Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» — Каро, 2014;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную.

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев.

Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса.

Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития.

Итоговые контрольные работы по алгебре и геометрии в 8 классе (классы ЗПР).

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах.

В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда .

Источник

Оцените статью