Трактат по хатха йоге

Трактат по хатха йоге

Повествование о Хатха Йоге

Адья спросил свою Шакти:

— Как возникла та наука о теле и дыхании?

— Изначально Шива (повелитель жизни и смерти) для блага всех живых дал учение хатха йоги людям. Сам он в совершенстве владеет этой наукой и совершил многочисленные подвиги в хатха йоге.

— Расскажи мне эту науку и откуда она тебе известна?

— Меня обучил ею сам Шива.

И здесь начинается изложение о хатха йоге.

— Столько, сколько существует на свете живых существ разного вида, столько существует поз в хатха йоге.

Человек, прежде, чем достичь тела человека, проходит череду жизней в телах животных. За время эволюции он проживает миллионы и миллионы жизней в телах животных, прежде, чем заслужит счастье родиться в теле человека.

Живя в теле того или иного животного, душа выполняет или не выполняет заповеди этого животного. И все, что не выполнила душа в теле животного, передается в тело человека как карма.И если, будучи змеей, душа в совершенстве овладела телом пресмыкающегося и достигла в этом успеха, то тогда втеле человека душа имеет все качества положительные со времен тела пресмыкающегося.

Если же, находясь в теле пресмыкающегося, душа не выполнила все предначертанное ей в этом теле, то недоработки передаются в тело человека. И человек может страдать теми или иными заболеваниями или отсутствием гибкости, либо отсутствием тех или иных качеств, которые она должна была выработать в теле животного. Поэтому, в драгоценном теле человека обнаруживаются недоработки, несовершенства со времен жизни в телах животных.

Шива по своей милости указал метод, как в течении одной человеческой жизни исправить многие недоработки, накопленные в течение миллионов жизней в теле животного. Этот метод называется асаны.

Выполняя асаны, человек устраняет все загрязнения, семена болезней и прочие отпечатки, которые долго накапливались в телах. Выполняя асаны, человек сначала нейтрализует негативные тенденции. То есть, пока он занимается хатха йогой, болезнь уходит на второй план. Но как только перестает заниматься, они возвращаются.

На следующем этапе практик перестраивает полностью свой организм. Тело становится совершенным. И даже если он в последствии нерегулярно занимается йогой, организм не скатывается обратно. Подобно тому, как закатывается тяжелый камень в гору: до перевала камень может скатиться обратно, а после перевала камень сам катится в нужную сторону. Перевалом называются сиддхи в асане. Совершенство в выполнении асаны.

Достижение сиддхи в асане, продолжаете ли вы заниматься йогой или нет, положительное качество от асаны пребывает с вами всегда. Как обожженный горшок больше не размокает от воды, так и обожженное в огне йоги тело больше не подвержено болезням.

— Существует закон сопряжения грубого, тонкого и тончайшего. Воздействуя на физическое тело, ты получаешь эффект на тонком теле. Воздействуя на тонкое тело, ты получаешь воздействие на грубое тело. Прана – является связующей между телами.

— Как надо делать хатха йогу?

— Шива дал хатха йогу и тот, кто выполняет эту йогу, обретает всезнание. Дал он ее тем, кто устал от бесконечных споров о высшей природе Вселенной.

— Ты можешь не знать, что такое йога и не обладать вообще никакими знаниями. Но если ты будешь практиковать, ты обретешь всезнание (включая знание йоги).

Чтобы достичь успеха, ты должен практиковать каждый день тщательно, бдительно и последовательно. Только лишь так обретается эффект в хатха йоге. Пустые дискуссии здесь бесполезны. Выполняя асаны, ты не только очистишь тело и перестроишь его, но и поймешь закон подобного в подобном, который гласит: для хатха йогина вся Вселенная – его тело, а его тело является телом Вселенной. Меняя свое тело, ты меняешь Вселенную. А производя изменения во Вселенной, ты меняешь свое тело. И нет разницы: внутри тела или снаружи.

Из всех бесчисленных форм живых существ, которые прошла живая душа, Шива выбрал 64 тысячи существ или 64 тысячи асан. Из них в современную эпоху актуальны 85. Из этих 85 важнейшие 35. Из этих 35 важнейшие 3. Из этих 3 важнейшая одна – сиддх асана. Начинай изучать хатха йогу от простого к сложному. Овладей одним упражнением, затем другим и т.д., пока не наберешь группу упражнений. Затем, сделай другую группу, третью и т.д., чтобы все 85 упражнений входили в ту или иную группу.

Читайте также:  Комплекс упражнений сила руками

Практикуй хатха йогу каждый день. Желательно в одном месте и в одно и то же время. Если не можешь сделать все упражнения группы, сделай те, которые можешь. Если не можешь сделать обычное время по продолжительности, сделай столько, сколько можешь. Если нет условий и для этого, хотя бы подумай о том, что должен был сделать. Если забыл и подумать, сделай это на следующий день.

— Чего опасаться при изучении хатха йоги, чтобы не совершить ошибок при выполнении?

— Бойся лени, избегай омраченности разума. Принципы же постижения хатха йоги следующие. Первый принцип – принцип совершенства. Второй принцип – принцип энергии.

Принцип совершенства гласит: как бы ты не делал упражнения хатха йоги, как бы у тебя не получалось, ты делаешь эти упражнения совершенно, даже если внешне они не похожи на то, что предписывалось сделать. Сам факт выполнения упражнений делает это выполнение совершенным, и от подхода к подходу у тебя будет получаться все лучше и лучше. Поэтому, это промежуточное совершенство. Со временем ты достигнешь неизменного конечного совершенства.

Поэтому понятие «выполнять упражнение неправильно» не имеет смысла. Самое важное – заниматься регулярно и продолжительно и быть уверенным, что в нашей личной Вселенной в этот момент времени и в этих обстоятельствах мы делаем асану совершенно.

Принцип энергии говорит о том, что подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, подобно этому, когда мы делаем ту или иную асану, возбужденная энергия сама изгибает и трансформирует тело. Нет необходимости заботиться о правильности выполнения упражнения. Главное приблизительно воспроизвести асану, делая ее честно, долго и регулярно. Возбуди энергию и энергия сделает йогу.

— Что является успехом в выполнении хатха йоги?

— Это привычка заниматься хатха йогой каждый день. Привычка – это инертность поведения и мыслей. Дурную службу играет негативные привычки – нет худшего врага. Но Шива по своей милости дал людям такие асаны, что если входит в привычку делать их, то они приносят высшее благо в жизни и освобождение затем. Лень, омраченность разума, неуверенность, беспокойство, слабость интеллекта, нервозность, невротичность, плохое пищеварение, нездоровый цвет лица, ужасные болезни, мрачная карма и многое другое преодолевается привычкой заниматься хатха йогой. Если чувствуешь, что без занятий йогой не можешь прожить и дня, значит, ты двигаешься в светлом направлении. Это знак на пути.

— Есть ли еще какие-то знаки успеха на пути?

— Хорошее самочувствие, устойчивость разума, красота тела, приятный цвет лица, сильное пищеварение, способность оставаться неподвижным, способность фиксировать взгляд на предмете, отсутствие умственной болтовни, первые проявления сверхспособностей, хорошее самочувствие, радостные ощущения, глубокие таинственные сны, повышенная сексуальность – это знаки, показывающие успех в хатха йоге.

— Какие бывают помехи в хатха йоге и как от них избавляться?

— Посторонний звук во время занятий такой, как пустые разговоры, склоки; когда в комнате (где ты занимаешься) присутствует кто-то еще; когда во время занятия пристают с расспросами, недостаток здоровой пищи питательной и свежей; когда воздух отравлен ядовитыми испарениями города; бесконечные споры и отстаивание своих взглядов перед невеждами; попытки переубедить глупцов; посвящение в свою практику праздных любопытствующих. Помехой является, если вы не делаете йогу в одном месте и в одно время. Чрезмерное количество работы или чрезмерное количество безделья, неправильная трата энергии на разного рода дела, излишнее угнетение своего тела, не забота о своем теле, не позволение ему отдохнуть и порезвиться, чрезмерная растрата энергии через секс, сомнения в себе, сомнения в учении – вот некоторые из помех.

Источник

Хатха-Йога

Йог Рамачарака — Хатха-Йога

Что такое Хатха-Йога.

Наука «Йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога. Эта книга посвящена только первой из них.

Читайте также:  Сахар перед силовой тренировкой

Хатха-йога — это та часть философской системы йогов, которая говорит о физической стороне человека. Предметом ее является забота о физическом теле, о его благосостоянии, здоровье и крепости, а также — все то, что способствует поддержанию в человеке естественного и нормального состояния его здоровья. Хатха-йога учит нормальному способу жизни и провозглашает лозунг, который уже много раз раздавался на Западе: «Назад к природе!» Но самому йогу не приходится возвращаться к природе: он никогда не отходил от нее; он всегда близко держался ее заветов, не позволяя опутать себя той ослепляющей безумной погоней за внешностью, которая заставила современное человечество забыть о самом существовании природы. Мода и тщеславие остались чужды сознанию йога, он с улыбкой смотрит на них, как смотрят на детские забавы, и остается в объятиях матери-природы, ища ласки на ее груди, всегда дававшей ему пищу, тепло и защиту. Хатха-йога — это прежде всего природа, опять природа и в конце концов природа. Человеку, находящемуся среди изобилия всяких методов, правил и теорий, следует подходить к ним с вопросом: «Который из них естественнее?» и выбирать тот, который ближе всего согласуется с природой.

В этой небольшой книге мы стараемся в простой и ясной форме изложить принципы учения хатха-йоги и приводим соответствующие этому учению правила физической жизни йогов. Каждое правило мы стараемся пояснить. Прежде всего нам кажется необходимым, пользуясь терминологией западных физиологов, объяснить читателю различные функции человеческого тела и указать согласные с природой методы, которые читателю следует как можно лучше усвоить. Это — не «медицинский трактат»; мы не говорим ни о лекарствах, ни о лечении болезней, мы только указываем, что следует делать, чтобы вернуть себе правильное состояние своего здоровья. Лозунгом этой книги является Здоровый Человек. Но мы думаем, что способы, приносящие большее здоровье здоровому человеку, могут укрепить здоровье и в больном. Хатха-йога проповедует естественный и правильный образ жизни, следуя которому, каждый получит для себя пользу. Этот образ жизни близко стоит к природе и защищает преимущество естественных методов перед теми, которые создались нашими искусственными привычками.

О болезнях в нашей книге почти нет речи. Мы предпочли показать вам здоровых людей — мужчину или женщину — и просим вас посмотреть на них и понять, что делает их здоровыми и сохраняет их силу. Мы обращаем ваше внимание на то, как и что они для этого делают, и, если вы хотите быть похожими на них, мы советуем вам следовать их примеру. Вот все, к чему мы стремимся.

В следующих главах мы объясняем, почему йоги заботятся о физическом теле, и излагаем принципы хатха-йоги, ее веру в то, что всякой жизни присущ Разум, что великий принцип жизни всюду делает свое дело и что, если мы доверимся ему и позволим ему влиять на нас и руководить нами, наше тело будет чувствовать себя прекрасно.

Забота йогов о физическом теле.

Случайному наблюдателю может показаться, что философия йогов страдает заметной аномалией: с одной стороны, она говорит, что физическое тело есть только материал и не имеет никакого значения в сравнении с высшей сущностью человека, а в то же время она предписывает своим ученикам внимательно и заботливо следить за развитием, питанием, тренировкой и упражнениями этого физического тела. В самом деле, ведь целый отдел учения йогов — хатха-йога — посвящен заботам о теле и подробно излагает своим последователям принципы физического воспитания и развития.

По мнению йогов, реальный человек не есть тело. Йоги знают, что бессмертное «Я», которое в большей или меньшей степени сознается в себе всяким человеком, не есть физическое тело, которым только пользуется «Я» для своего выражения. Они знают, что тело это только как бы одежда, которую время от времени надевает на тебя дух. Йоги знают, что такое тело, и далеки от заблуждения считать его истинным «Я» человека. Но йоги знают и то, что тело является орудием для проявления и деятельности духа, что телесный покров необходим для проявления настоящей сущности человека и совершенствования его в данной стадии его развития. Они знают, что тело есть храм духа, и понимают, что заботы о теле и его совершенствовании представляют из себя достойную задачу, служащую в то же время для развития высших сил человека. Ведь в нездоровом и плохо развитом теле не может правильно функционировать мысль; такое тело не может быть достойным орудием своего повелителя — духа.

Читайте также:  Комплекс упражнений при шейно грудном сколиозе

Йоги, безусловно, усвоили себе эту точку зрения и опираются на тот принцип, что тело должно находиться под постоянным контролем ума и представлять собою как бы инструмент, послушный всякому прикосновению руки хозяина.

Но йоги знают, что безусловно покоряться уму может только правильно воспитанное, правильно питаемое и правильно развитое тело. А хорошо воспитанное тело должно быть прежде всего здоровым и крепким. Вот почему йоги уделяют так много внимания и забот физической стороне своей природы и почему восточная система физического воспитания — хатха-йога — входит как составная часть в учение йогов.

Сторонники западных идей физической культуры стремятся развивать тело ради тела, часто думая, что оно и есть сам человек. Йоги же, развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека и что они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души. Обыкновенные поборники физического воспитания довольствуются тем, что рядом простых механических упражнений укрепляют мускулы. Йоги же освещают свою задачу мыслью и развивают не только мускулы, но и каждый орган, каждую клеточку и каждую часть своего тела, обретая умение в то же время контролировать непроизвольные части своего организма так же хорошо, как и произвольные.

Работа Божественного Строителя.

Философия йогов учит, что каждый индивидуум получает от Бога приспособленную к его нуждам физическую машину, а также и средства к тому, чтобы держать эту машину в порядке и исправлять происходящие в ней от небрежности человека погрешности. Йоги верят, что человеческое тело создано великим Разумом. Свой организм они признают машиной, идея которой и выполнение свидетельствуют о величайшей мудрости и заботливости ее создателя. Йоги знают, что тело существует только потому, что существует великий Разум, который продолжает действовать и в физическом теле, и знают, что, пока индивидуум согласует свои действия с Божественным законом, он сохраняет в себе здоровье и крепость. Но как только человек отступает от этого закона, так сейчас же в нем появляются дисгармония и болезнь.

Разум, проявление которого мы называем «Природой», «Принципом жизни» и т. п. именами, постоянно стремится исправлять всякие погрешности — залечивать раны, сращивать переломы костей, отбрасывать вредные вещества, скопившиеся в организме тела,— и тысячами способов поддерживает правильный ход нашей машины. Часто то, что нам кажется болезнью, на самом деле является лишь благотворным действием природы, стремящейся удалить ядовитые продукты, которые по нашей вине проникли в наш организм и не могут выйти из него. Посмотрим, что такое представляет из себя наше тело. Представим себе, что душа ищет временное жилище, в котором она могла бы провести данный период своего существования. Посмотрим, какие же требования предъявляет душа к нужному ей телу и удовлетворяет ли природа ее требования.

Прежде всего душе необходим чрезвычайно сложный физический орган мысли, центральная станция, откуда она могла бы управлять деятельностью тела. Природа дает ей этот удивительный орган: она создает мозг человека.

Затем душа ищет органы, способные воспринимать и задерживать впечатления внешнего мира. Природа откликается и создает глаз, ухо, нос, вкусовые органы и чувствующие нервы.

Затем нужно, чтобы мозг мог сообщаться с различными частями тела. Для этого природа изумительно покрыла все тело нервами: по ним мозг передает свои предписания отдельным частям тела, посылает приказания всем тканям и органам, настаивая на немедленном послушании. По ним же мозг получает депеши от всех частей тела, предупреждения об опасности, жалобы, призывы на помощь и т. п.

Кроме того, тело должно иметь возможность двигаться. Оно уже не довольствуется жизнью растения и хочет «менять место». Оно стремится доставать вещи и употреблять их для своих надобностей. Природа дает ему конечности, мускулы и сухожилия, с помощью которых эти конечности могут действовать.

Источник

Оцените статью