Утренняя йога с дашей шелестовой

Содержание
  1. Утренняя йога с дашей шелестовой
  2. ЙОГА с Дарьей Шелестовой
  3. Все записи Записи сообщества Поиск ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена ВИПАССАНА: Санскары – на выход! Часть 3. Заключительная часть моего рассказа о Випассане. ___________________________________ . На пятый день моего пребывания в ретрите уже лучше получалось медитировать, оставаясь сконцентрированной на ощущениях и на дыхании. Сама себя хвалила за прогресс. Показать полностью. Но на вечерней медитации случился адский ад, еле высидела, даже не из-за физической боли и усталости, а от умственных своих спектаклей…Плакала тихонько, ощущая как на поверхность выходит старая боль, обиды и невыраженный гнев – будто жар поднимался к голове. 6 день. Очень хочется сладкого. Очень. И кофе. И телефон обратно. Пошла вторая половина ретрита, и внутри как-то все успокоилось. Уравновешенность теперь воспринимается по-новому. Эта аскеза показывает мне красоту и свободу в жестких условиях самоограничения, и все «духовные» шаблоны о непривязанности/отречении от желаний сыпятся как карточный домик. В человеческих чувствах нет ничего зазорного, в желаниях и инстинктах нет ничего плохого и грязного, и вместо страданий по тому, чего нет (сейчас, например, у меня нет сладкого и телефона), важно видеть то, что есть. Випассана – видеть, каким все является. Видеть свои желания, чувства, эмоции и относится к ним с любовью и интересом. Отделяя зерна от плевел, видеть себя целостным без идеи о том, что мне чего-то не хватает для счастья. На первом уровне ума продолжает происходить баталия, и я рассматриваю ее как на ладони, сколько же внутри меня всего происходит! Например, гнев. Я увидела его, отделенным от своей сути – в образе лохматого, ужасного существа, похожего на старуху, которая разрушает меня. А затем увидела девочку, которая так старается быть хорошей, паттерн тщеславия родом из детства, жалость к себе в образе капризного ребенка, который хочет, чтобы его пожалели. Я рассматриваю проявления своего ума с интересом, как ученый под микроскопом. Как трансформировать это? Ответ пришел вновь изнутри: — Гнев превратится в сострадание – только дай ему немного любви, — Тщеславие будет материалом для уравнивающей мудрости, — Жадность – это недолюбленная щедрость и внутреннее богатство. Все тело вибрирует, хотя на внешнем уровне я просто сутками сижу. Начала ощущать движение жара или холода по позвоночнику, словно волны поднимаясь к голове, рассыпаются звездами на макушке, отзываясь испариной на лбу. Очень глубоко погружаюсь в практику. Интуитивно уверена, что я на правильном пути, что бы не подкидывал мне мой собственный ум. Теперь я это ощутила. Свою Природу и свободу от мешающих мыслей. Ощущение мерцания тела и тонкие ощущения продолжались и на следующий день. Вид соседки в позе трупа на кровати тяжело дается. Всем здесь тяжело. Кажется, я потеряла пару кг, хотя физически не делаю ничего. Сколько энергии сгорает при медитации! Ощущаю внешнюю усталость и коренные перемены на уровне ума. Каждый миг пребываю в осознанности, чудеса – это непознанные законы природы. На 8-ой день я уже могла спокойно дистанцироваться от негативных чувств по поводу кашляющих медитаторов (их больше половины зала), это реально по началу очень бесило и мешало. Они не только кашляют, но и издают знаменитые индийские звуки…Да-да, те самые, горловые. Звук – дистанция – вибрация звука проходит сквозь тело, не вызывая негативной реакции. Выбираю установку «сострадание» к человеку, у которого организм чистится таким образом. В самом звуке кашля нет ничего за что чистому уму можно зацепиться. Коренная причина страдания в двойственном восприятии, очищая сознание мы выходим за пределы двоемирия ума, мудрость – это видеть все вещи без призмы ума. Таковость. Без оценок. Или сознательно выбирать реакцию, дистанцируясь от привычных шаблонов мышления. Пристрастия и осуждения – это неведение Природы бытия. Она тАкова. Тысячипричинна, непостоянна, разноцветна и удивительна во всех своих проявлениях. Это так красиво, переживать этот опыт…Я так благодарна Вселенной и Себе за эту возможность и за эту карму. У меня сейчас лучшая жизнь за всю мою Сансару – и это реальный шанс прожить эту жизнь осознанно, счастливо и открыть эту Истину как можно большему количеству существ! Выводы, которые я сделала после ретрита: Важен и Истинен только тот ОПЫТ, который мы пережили САМИ. Осознанность и Мудрость – это умение снять с себя привычный костюм, дистанцироваться от оценивания, и дать немного пространства между событием и реакцией ума. Всем желаю успеха на Пути и непрерывного саморазвития! Ваша Д. ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена ВИПАССАНА — Просветление в тюрьме. Часть 2. Читать начало тут: https://vk.com/wall-132276633_380 ____________________________________________ Ум 1: А когда там уже чаёк? М? Солнышко мммм….Так у нас поезд 12-го в Варанаси, как все успеть… Показать полностью. Ум 2: (*возводя глаза к небу*) Боже…Да когда же ты уже успокоишься…Расслабься… Ум 3: «Боже»? Нет никакого Боже, ты сама себе Боже и тоже. Медитируйте оба. Ум 4: Все есть Свет. Все как надо. Мы все в потенциале просветлены. Все вибрирует вибрациями Любви и Света… Ум 1,2,3: Даааааа?? И как с этим жить? В теле? В городе? В этой игре под названием жизнь?! Ум 4: Там тоже все вибрирует. Везде и всегда. И тело вибрирует…Я – пусто. Я – волна. Ум 1: «Я — волна, нооовая волна…Подо мной будет вся странаааа…» Ум 2: Да угомонись ты уже! Сколько же в тебе хлама! Ум3: Вот за этим мы сюда и приехали – очистить подсознание. Так что прочь эти колебания, осталось 6 дней. Ничто – в масштабах Вечности. Ум4: Оммм… С утра холодный душ, точнее ведро, и которого я себя окатила. Бодрит. Все хорошо. Я справлюсь. Минус одна австралийка. По ней сразу было видно – слишком ухоженная)) А я сбежала с дневной медитации и спряталась в комнате. Пишу вот на своих клочках. Перестирала все белье. Лежала на солнышке. Уму казалось, что все приятно. Обхитрил систему. Но затем пришло сильное желание сбежать, скрыться, появилось беспокойство и грусть. Вот он, 2-ой день, про который мне тоже говорили. А еще 9,5 дней. Девять с половиной. Дай мне сил дойти до конца! Под вечер совсем накрыло – ревела на медитации. А после наступил штиль…Как волны сменяются состояния. Приходят мысли и исчезают, а наблюдатель остается…Вдохновение-сомнения-беспокойство-злость-раздражение-жалость-смирение-принятие. Хорошая была сессия – глубокая. Дыхание всегда есть…Вдох-выдох, что бы ни барагозил ум. Да, «беспокойной обезьяне» ума совсем не хочется наблюдать за этим чудом..Вдох-выдох. Жизнь-смерть…Счастье-страдание.. Все смешалось в этой Сансаре. Мысль под конец дня: «Интересно, а на этом вентиляторе кто-нибудь вешался…?» ДЕНЬ 3. 4:00 «Вставааай страна огромная, вставааай на смертный бой. « Никогда бы не подумала, что так люблю подметать улицу. Я честно признаюсь, что по собственному выбору нарушаю и буду нарушать 2-3 правила: первое – писать, второе – это йога, и пожалуй, третье, это пропускать 2-ой час утренней медитации, ибо я все могу понять, но не адские песнопения на 30 мин. – это чересчур. Сегодня поднялся гнев – у меня вежливо отобрали мою метлу – мою единственную подругу, отраду и отдушину. Как ребенок испытала к себе жалость. …Новая тема для книги родилась: «Просветление в тюрьме»))) Ведь, действительно, здесь все как в тюрьме: ходим с опущенным взглядом, в столовку по звонку, 30 минут на поесть и вереница раковин и металлические подносы с посудой…Режим, аскеза, и только ты сам с собой каждый момент времени…Теперь, по крайне мере, знаю, чем заняться в тюрьме. Медитировать. Слила медитацию после завтрака, но вот вторая сессия прям очень ясно прошла…После заострении ума на дыхании, начинается сама Випассана – наблюдение тончайших ощущений тела, внутренних вибраций. Ничего мистического и сверхъестественного, посему подходит эта практика всем. 17:00 Закат…Такой яркий…Невыносимая грусть одолела под вечер. Хотя днем пребывала в смешливо-приподнятом настроении. Хочется домой…Но не в Москву, а ДОМОЙ. Я знаю, это временно, и все пройдет. Даже эта жизнь. Потянуло на философию. Мудрый ум наблюдает с любовью за этими сменами настроений и знает, что все временно… Мысли бунтуют и суетятся – это их природа… Читта Вритти Ниродха – остановка колебаний ума, как главная цель Йоги. ДЕНЬ 4. Почти не спала из-за комаров. По-моему, одного во сне убила. А сон приснился, что убила людей!! И готовилась к тюрьме (работа подсознания удивительна) на 3 года. Меня никто не осуждал, лишь спокойно собирали на зону. Убила я по глупости, просто закрыла людей в каком-то помещении – простите.))) Гоенка все твердит: You are bound to be successful. Bound to be successful. На медитациях началось повальное кашляние – людей чистит. Благо затычки для ушей спасают. Но не от собственных мыслей. Идея Випассаны в том, что все непостоянно, как река течет наша жизнь, наши мысли и нет ничего в этом мире, на что можно опереться. Все Аничча – т.е. непостоянство, а соответственно, ПУСТОТА по своей природе. Все эмоции, мысли и чувства пусты. На уровне атомов все постоянно движется, и материя как таковая также ПУСТА. Все есть энергия. Материальная энергия самая плотная и грубая, оттого мы видим формы и думаем, они твердые. Но мы – наше тело и наш ум – это волны энергии, и задача этой практики максимально успокоив ум, устранив колебания на поверхности озера, заглянуть на дно, в свое подсознание, хранилище ВСЕЙ информации об этой и прошлых жизнях. Туда, где рождается карма и вяжется картина нашей жизни. Пока это знание у большинства из нас только интеллектуально, а значит – зыбкое, отсюда постоянные сомнения, забывание своей природы и вновь окунание в обыденность, при сильном желании Истины. Я здесь, чтобы ПЕРЕЖИТЬ НА ОПЫТЕ эту Истину. Окончание в следующем выпуске) ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена «100 часов на кончике носа» или мой опыт Випассаны. Часть 1. (Пишите в комментарии свои вопросы, мнения и ваш опыт) __________________________________ Я решила опубликовать эти записи, чтобы поделиться своим опытом 10-дневного ретрита молчания под названием Випассана. Показать полностью. • Я проходила ее в Индии, в священном городе Бодхгая. Возможно кому-то это даст толчок к погружению глубже в практику, а кого-то наоборот, моя история оттолкнет от этой затеи. • Вкратце о практике могу сказать, что Випассана является одной из самых древних техник медитации. Она возникла в Индии более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий, и считается, была дана Буддой Шакьямуни. По некоторым источникам именно благодаря ей Будда обрел просветление. • «Випассана» в переводе с древнеиндийского языка пали, означает «видеть реальность такой, какая она есть». Более подробно вы можете узнать у товарища Гугла. • Начнем с того, что этот ретрит подразумевает полный вакуум от внешнего мира: вы приезжаете в медитационный центр (их куча по всему миру), сдаете телефоны, книги, тетради, плееры…деньги, паспорта…Шучу. Но на самом деле такая функция есть. Вам дают ключик от шкафчика, куда вы складываете все, что может отвлекать вас от погружения в собственный ум. Пока, внешний мир! Впереди 100 часов медитации и трансформации. После подробного инструктажа и первой вечерней сессии вы замолкаете на ближайшие 10 дней. И тут начинается самое интересное… Приятного чтения! • ДЕНЬ 0. Кажется, что прошла уже вечность, но еще не закончился даже первый день…Становится грустно, непонятно, невыносимо тоскливо. Зачем я здесь? Ум боится и нервничает. Делать пока абсолютно нечего. Заезд. Регистрация. Ужин рисом и встреча России, Украины, Турции за одним столом. Практика объединяет все же. Инструктаж, 2 шеренги М и Ж, распределение подушек в медитационном зале. Нас около 100 по примерным подсчетам. Два учителя – не индусы, а семейная пара из Израиля – странно. Удивило (*как позже выяснилось, у Гоенки – предводителя этого направления нет прямых последователей — парампары, так сказать. Оттого приходится слушать его лекции в записях, которые показывают на 2-х мониторах, а эта пара отвечает на вопросы по технике и помогает в случае неудач). Запись Гоенки. У него действительно странный и смешной голос, как мне и говорили. Но после 10 минут привыкаешь. Все такие тихие, мирные. Соседка мне досталась вьетнамская улыбчивая монахиня с ДЦП (*практика объединяет монахов и мирян). Испытала чувство сострадания и умиления, глядя на нее. В нашей комнате все аскетично, но уютно – 2 кровати и 2 полки, каменные синие стены, и пара гвоздей. Принесли теплые одеяла. Пора спать. Доброй ночи. • ДЕНЬ 1. 4 утра. Страх проспать не оправдался. Гонг и колокольчики под дверь – досыпала 2 часа на первой утренней медитации. Ум, понятное дело, плавал где-то далеко. 6:30 Завтрак каша с бобами. Снова медитация. Обед в 11. Очень хорошо кормят. Вкусно. Много. Свободное время – собрала 2 пакета с мусором на территории центра. Посидела. Полежала. Соседка вымыла раковину. Ощущение стирания ума. Он толком не думает, так, дрейфует… Ничего конкретного. Идеи, планы на потом, работа, личная жизнь…Все как всегда. Гонг звонит – точно как собаки Павлова… Глаза в пол (контакт глаз тоже здесь не приветствуется), как в тюрьме. Are you serious. Ум начинает бунтовать. Еще 9 дней. В таком режиме?? Нашла уже тайное место для своего коврика, думала поголодать тут еще, но все, что бы я ни придумала – все это уловки ума. И все это против правил. И йога тоже. Ох… Развлечение – мести дорожки от листьев, да вытаскивать колючие соломенки из штанов. Вот и вся забава. 4 часа медитации…Привет колени, таз, поясница…Ну здравствуй, мечта! Спасибо, что осуществилась! По-честному сдала все – и книги, и тетрадь, и пишу теперь мелким почерком на обратной стороне броней от билетов и геста. Соседка мило протягивает свою тетрадь, становясь сообщницей преступления))). На вечерней медитации ум стал вспоминать прошлую жизнь, отматывая жизнь в хронологическом порядке к рождению. Вместо простого наблюдения за дыханием. Какой же он у меня неспокойный товарищ…Ноги ноют, но не адски. • День 2. 4 утра. О Боже, мне это не приснилось? Идти – не идти? Даша, где твоя «отличница»? Все еще здесь. Встаю и плетусь в зал… После вчерашнего глубоко дискурса (вечером Гоенка нам рассказывает что, зачем и почему) стало стыдно. Он упомянул все шаблоны поведения хитрого ума. И про сон в комнате вместо медитации, и про двойной обед за ужин (здесь вместо ужина только чай разрешается в 5 вечера для более ясного сознания, потому и наедаешься за двоих в 11), и про медитацию на улице, слушая звуки природы, вместо своего ума… Во мне сейчас как будто двое – абсолютно спокойный, отрешенный и ровный ум и еще один, который мечется, все что-то думает, суетится и охреневает. На 5 минут стелю коврик в комнате, исполняю пару «па» — готовясь к долгому 2-х часовому сидению со скрещенными ногами, и вперед – к Нирване! To be continued. Даша, как здорово, что решила поделится! Интересно и полезно, спасибо Очень хочу пройти Випассану, и уже морально готовлюсь)) Сейчас практикую ежедневно по 15 минут (со временем начну увеличивать время), и понимаю, что будет очень тяжко Не просто мне даётся неподвижное созерцание дыхания, на 20 минуте начинает наползать жуткое раздражение а значит как раз этим мне и нужно заниматься как можно упорнее) Пока только все выезды в подмосковном центре совпадают с тичерзом Ну всему своё время) У меня есть вопрос на счёт коленей, так как это увы слабое место, не разболтаются ли они совсем за 10 дней в сукхасане? Жду продолжения ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена БУДДИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ СМЕРТЬ — ЕСТЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, НЕИЗБЕЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ Смерть порой представляется людям наказанием за совершенные ими злодеяния, крахом, ошибкой, но ни одно из этих воззрений не верно. Смерть — естественная часть жизни. Солнце встает и садится, времена года наступают и проходят, прекрасные цветы вянут и утрачивают краски, люди рождаются, живут какое-то время, а затем умирают. Показать полностью. Одна из ключевых истин, которую Будда открыл и поведал нам, — это истина о непостоянстве: все меняется и заканчивается. Существуют два уровня непостоянства: грубый и тонкий. Грубое непостоянство сводится к тому, что все порожденное и произведенное (будь то люди или другие живые существа, все природные явления и все, сотворенное руками людей) не может быть вечным и в какой-то временной точке закончит свое существование. Как сказал сам Будда: Что было рождено — умрет, Что было собрано — рассеется, Что было накоплено — истощится, Что было построено — разрушится И что было высоким — станет низким. Наше существование столь же мимолетно, как осенние облака. Наблюдать за смертью и рождением существ — все равно, что наблюдать за движениями в танце. Жизнь подобна вспышке молнии в небе, Она, как бурный поток, стремительно несущийся с крутой горы. Тонкое непостоянство — это те изменения, которые происходят каждое мгновение во всех живых существах и неодушевленных предметах. Будда говорил, что предметы и феномены не остаются неизменными от одного мгновения к следующему, но постоянно меняются. Эти слова нашли свое подтверждение в современной физике, как указывает Гари Зукав в работе «Танцующие мастера Ву Ли»: «Каждое взаимодействие внутриатомных частиц состоит в полном уничтожении изначальных частиц и создании новых внутриатомных частиц. Внутриатомный мир — это непрерывный танец создания и уничтожения, когда материя переходит в энергию, а энергия — в материю. Преходящие формы вспыхивают и гаснут, образуя никогда не заканчивающуюся и всегда заново созданную реальность. Будда искусно передал свое учение о неизбежности смерти одной из своих учениц, Кизе Готами. Киза Готами была замужем, у нее был ребенок, очень дорогой ее сердцу. Когда ребенку было около года, он заболел и умер. Охваченная горем, не в состоянии принять смерть ребенка, Киза Готами взяла его на руки и отправилась на поиски того, кто мог бы вернуть его к жизни. Наконец, она встретила Будду и стала умолять его ей помочь. Будда согласился, но попросил принести ему горчичных зерен, из дома, где никто никогда не умирал. Киза Готами ходила по деревне от дома к дому и, хотя каждый был готов дать ей дать горстку горчичных зерен, невозможно было найти дома, которого бы не коснулась смерть. Постепенно она осознала, что смерть случается с каждым, вернулась к Будде, похоронила ребенка и стала одной из последовательниц Просветленного. Следуя за ним, она достигла Нирваны, полной свободы от бесконечного круга перерождений и смерти. Люди порой опасаются, что, если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого психически нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но, как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознать то, что для нас действительно важно в жизни. Например, быть добрым и любить других, быть честным и неэгоистичным. Осознав это, мы направляем свою энергию именно на такие действия и избегаем поступков, которые заставили бы нас перед лицом смерти испытывать сожаления и страх. ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРИНЯТЬ ДАННОСТЬ СМЕРТИ И ВСЕГДА ПОМНИТЬ О НЕЙ В «Сутре о великой Нирване», Будда говорит: Из всех пахот самая важная – осенняя. Из всех следов самые большие – слоновьи. Из всех осознаний самое важное – памятование о смерти. Осознание смерти и памятование о ней очень важны в буддизме по двум главным причинам: 1) Осознание мимолетности бытия, скорее всего, подтолкнет нас к тому, чтобы проводить время мудро, совершая позитивные, благие, добродетельные поступки, воздерживаясь от негативных, недобродетельных. В результате мы сможем умереть без сожаления, а в следующей жизни получим благоприятное перерождение. 2) Памятование о смерти порождает насущную потребность подготовиться к смерти. Существуют различные методы (например, молитвы, медитация, работа с умом), позволяющие преодолеть страх, привязанность и другие эмоции, которые могут появиться во время смерти и вызвать волнения, обеспокоенность и даже негативные состояния ума. Подготовка к смерти дает нам возможность умереть мирно, с ясным и позитивным состоянием ума. Преимущества осознания смерти могут быть подтверждены результатами околосмертного опыта. Околосмертный опыт люди переживают, оказавшись в буквальном смысле на волосок от смерти, на операционном столе или в автомобильной аварии. Позже, вернувшись к жизни, они способны описать свои переживания. ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена НЕЙРОНЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ: что именно происходит с мозгом, когда вы медитируете? Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами? Показать полностью. В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши. Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма. Pro: отдых для мозга и внимание к «я» Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме. Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление». С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться. Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром. Contra: избыток серотонина и исчезновение границ Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности». Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от какого-то расстройства. Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз. Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров. В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах. Противопоказания Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки. Источник
Читайте также:  Подвесная гимнастика как называется

Утренняя йога с дашей шелестовой

Здравствуйте, Друзья.
Меня зовут Дарья.

С раннего детства жизнь подводила меня к йоге. Пятнадцать лет я посвятила спортивным бальным танцам, где достигла ступени международного класса и звания Мастера спорта, а также обучала учеников разного возраста, уровня и социального положения.

Завершив танцевальную карьеру, я развернула направление своей жизни от внешних достижений к внутреннему поиску ответов.

Сегодня я являюсь сертифицированным преподавателем по хатха-йоге, а также по Йоге и Йогатерапии по методу критического выравнивания (автор Херт ван Льюэн) и веду группы по этому направлению, так как считаю этот метод наиболее подходящим современному человеку в стрессовой атмосфере. Завершила курс в центре йоги «Прана», под руководством Михаила Галаева, Дмитрия Демина, Владимира Зайцева и Ольги Булановой. И сегодня сама являюсь преподавателем на этом курсе. Ежегодно продолжаю обучаться и прохожу ретриты у Херта ван Льюэна.

О занятиях:
В методе используется специальное оборудование, разработанное лично автором и прошедшее многолетнюю проверку тысячами позвоночников.
Эти помощники нужны для того, чтобы расслабить зажатые мышцы, освободить больше пространства между позвонками, а также укрепить внутренние постуральные мышцы позвоночника и центр нашего тела — кор (от англ. core — «ядро»).
Три главные фазы в методе ЙКВ это:
1 Расслабление внешних зажатых мышц и устранение мышечных блоков.
2 Проведение движения по центру позвоночника, по постуральным мышцам — выравнивание сильных кифозов и лордозов.
3 Усиление работы внутренних мышц, связь верха и низа тела через укрепление кора.
В результате практики этого метода человек может избавиться от хронического мышечного, ментального и психологического напряжения, излечиться от бессонницы и стресса, избавиться от болей в спине и суставах, вылечить протрузии и грыжи безоперационным путем, почувствовать легкость и свободу в движениях и ощущениях своего тела.
Физический эффект от Йоги критического выравнивания — лишь вершина айсберга. Человек учится заново воспринимать свое тело с его ограничениями, встречается со своими подсознательными страхами, болью, обидами, гневом и другими мешающими чувствами и запрятанными эмоциями, чтобы трансформировать их в мудрость и осознанное отношение к жизни.

Читайте также:  Самые толстые коврики для йоги

Источник

ЙОГА с Дарьей Шелестовой

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена

ВИПАССАНА: Санскары – на выход!
Часть 3. Заключительная часть моего рассказа о Випассане.
___________________________________
. На пятый день моего пребывания в ретрите уже лучше получалось медитировать, оставаясь сконцентрированной на ощущениях и на дыхании. Сама себя хвалила за прогресс.
Показать полностью.

Но на вечерней медитации случился адский ад, еле высидела, даже не из-за физической боли и усталости, а от умственных своих спектаклей…Плакала тихонько, ощущая как на поверхность выходит старая боль, обиды и невыраженный гнев – будто жар поднимался к голове.

6 день.
Очень хочется сладкого. Очень. И кофе. И телефон обратно.

Пошла вторая половина ретрита, и внутри как-то все успокоилось. Уравновешенность теперь воспринимается по-новому.
Эта аскеза показывает мне красоту и свободу в жестких условиях самоограничения, и все «духовные» шаблоны о непривязанности/отречении от желаний сыпятся как карточный домик. В человеческих чувствах нет ничего зазорного, в желаниях и инстинктах нет ничего плохого и грязного, и вместо страданий по тому, чего нет (сейчас, например, у меня нет сладкого и телефона), важно видеть то, что есть.

Випассана – видеть, каким все является. Видеть свои желания, чувства, эмоции и относится к ним с любовью и интересом. Отделяя зерна от плевел, видеть себя целостным без идеи о том, что мне чего-то не хватает для счастья.
На первом уровне ума продолжает происходить баталия, и я рассматриваю ее как на ладони, сколько же внутри меня всего происходит!
Например, гнев. Я увидела его, отделенным от своей сути – в образе лохматого, ужасного существа, похожего на старуху, которая разрушает меня. А затем увидела девочку, которая так старается быть хорошей, паттерн тщеславия родом из детства, жалость к себе в образе капризного ребенка, который хочет, чтобы его пожалели.

Я рассматриваю проявления своего ума с интересом, как ученый под микроскопом.
Как трансформировать это? Ответ пришел вновь изнутри:
— Гнев превратится в сострадание – только дай ему немного любви,
— Тщеславие будет материалом для уравнивающей мудрости,
— Жадность – это недолюбленная щедрость и внутреннее богатство.

Все тело вибрирует, хотя на внешнем уровне я просто сутками сижу. Начала ощущать движение жара или холода по позвоночнику, словно волны поднимаясь к голове, рассыпаются звездами на макушке, отзываясь испариной на лбу.
Очень глубоко погружаюсь в практику.
Интуитивно уверена, что я на правильном пути, что бы не подкидывал мне мой собственный ум. Теперь я это ощутила. Свою Природу и свободу от мешающих мыслей.

Ощущение мерцания тела и тонкие ощущения продолжались и на следующий день.

Вид соседки в позе трупа на кровати тяжело дается. Всем здесь тяжело. Кажется, я потеряла пару кг, хотя физически не делаю ничего. Сколько энергии сгорает при медитации!
Ощущаю внешнюю усталость и коренные перемены на уровне ума.
Каждый миг пребываю в осознанности, чудеса – это непознанные законы природы.

На 8-ой день я уже могла спокойно дистанцироваться от негативных чувств по поводу кашляющих медитаторов (их больше половины зала), это реально по началу очень бесило и мешало. Они не только кашляют, но и издают знаменитые индийские звуки…Да-да, те самые, горловые.
Звук – дистанция – вибрация звука проходит сквозь тело, не вызывая негативной реакции.
Выбираю установку «сострадание» к человеку, у которого организм чистится таким образом. В самом звуке кашля нет ничего за что чистому уму можно зацепиться.

Коренная причина страдания в двойственном восприятии, очищая сознание мы выходим за пределы двоемирия ума, мудрость – это видеть все вещи без призмы ума. Таковость. Без оценок. Или сознательно выбирать реакцию, дистанцируясь от привычных шаблонов мышления.
Пристрастия и осуждения – это неведение Природы бытия. Она тАкова. Тысячипричинна, непостоянна, разноцветна и удивительна во всех своих проявлениях.
Это так красиво, переживать этот опыт…Я так благодарна Вселенной и Себе за эту возможность и за эту карму.
У меня сейчас лучшая жизнь за всю мою Сансару – и это реальный шанс прожить эту жизнь осознанно, счастливо и открыть эту Истину как можно большему количеству существ!

Выводы, которые я сделала после ретрита:
Важен и Истинен только тот ОПЫТ, который мы пережили САМИ.
Осознанность и Мудрость – это умение снять с себя привычный костюм, дистанцироваться от оценивания, и дать немного пространства между событием и реакцией ума.

Всем желаю успеха на Пути и непрерывного саморазвития!
Ваша Д.

ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена

ВИПАССАНА — Просветление в тюрьме.
Часть 2.
Читать начало тут: https://vk.com/wall-132276633_380
____________________________________________
Ум 1: А когда там уже чаёк? М? Солнышко мммм….Так у нас поезд 12-го в Варанаси, как все успеть…
Показать полностью.
Ум 2: (*возводя глаза к небу*) Боже…Да когда же ты уже успокоишься…Расслабься…
Ум 3: «Боже»? Нет никакого Боже, ты сама себе Боже и тоже. Медитируйте оба.
Ум 4: Все есть Свет. Все как надо. Мы все в потенциале просветлены. Все вибрирует вибрациями Любви и Света…
Ум 1,2,3: Даааааа?? И как с этим жить? В теле? В городе? В этой игре под названием жизнь?!
Ум 4: Там тоже все вибрирует. Везде и всегда. И тело вибрирует…Я – пусто. Я – волна.
Ум 1: «Я — волна, нооовая волна…Подо мной будет вся странаааа…»
Ум 2: Да угомонись ты уже! Сколько же в тебе хлама!
Ум3: Вот за этим мы сюда и приехали – очистить подсознание. Так что прочь эти колебания, осталось 6 дней. Ничто – в масштабах Вечности.
Ум4: Оммм…

С утра холодный душ, точнее ведро, и которого я себя окатила. Бодрит. Все хорошо. Я справлюсь.
Минус одна австралийка. По ней сразу было видно – слишком ухоженная))
А я сбежала с дневной медитации и спряталась в комнате. Пишу вот на своих клочках.
Перестирала все белье. Лежала на солнышке. Уму казалось, что все приятно. Обхитрил систему. Но затем пришло сильное желание сбежать, скрыться, появилось беспокойство и грусть. Вот он, 2-ой день, про который мне тоже говорили. А еще 9,5 дней. Девять с половиной.

Дай мне сил дойти до конца!

Под вечер совсем накрыло – ревела на медитации. А после наступил штиль…Как волны сменяются состояния. Приходят мысли и исчезают, а наблюдатель остается…Вдохновение-сомнения-беспокойство-злость-раздражение-жалость-смирение-принятие. Хорошая была сессия – глубокая. Дыхание всегда есть…Вдох-выдох, что бы ни барагозил ум.

Да, «беспокойной обезьяне» ума совсем не хочется наблюдать за этим чудом..Вдох-выдох. Жизнь-смерть…Счастье-страдание..
Все смешалось в этой Сансаре.
Мысль под конец дня: «Интересно, а на этом вентиляторе кто-нибудь вешался…?»

ДЕНЬ 3.
4:00 «Вставааай страна огромная, вставааай на смертный бой. «

Никогда бы не подумала, что так люблю подметать улицу. Я честно признаюсь, что по собственному выбору нарушаю и буду нарушать 2-3 правила: первое – писать, второе – это йога, и пожалуй, третье, это пропускать 2-ой час утренней медитации, ибо я все могу понять, но не адские песнопения на 30 мин. – это чересчур.

Сегодня поднялся гнев – у меня вежливо отобрали мою метлу – мою единственную подругу, отраду и отдушину. Как ребенок испытала к себе жалость.

…Новая тема для книги родилась: «Просветление в тюрьме»)))
Ведь, действительно, здесь все как в тюрьме: ходим с опущенным взглядом, в столовку по звонку, 30 минут на поесть и вереница раковин и металлические подносы с посудой…Режим, аскеза, и только ты сам с собой каждый момент времени…Теперь, по крайне мере, знаю, чем заняться в тюрьме. Медитировать.

Слила медитацию после завтрака, но вот вторая сессия прям очень ясно прошла…После заострении ума на дыхании, начинается сама Випассана – наблюдение тончайших ощущений тела, внутренних вибраций. Ничего мистического и сверхъестественного, посему подходит эта практика всем.

17:00 Закат…Такой яркий…Невыносимая грусть одолела под вечер. Хотя днем пребывала в смешливо-приподнятом настроении. Хочется домой…Но не в Москву, а ДОМОЙ.
Я знаю, это временно, и все пройдет. Даже эта жизнь. Потянуло на философию.
Мудрый ум наблюдает с любовью за этими сменами настроений и знает, что все временно…
Мысли бунтуют и суетятся – это их природа…
Читта Вритти Ниродха – остановка колебаний ума, как главная цель Йоги.

ДЕНЬ 4.
Почти не спала из-за комаров. По-моему, одного во сне убила. А сон приснился, что убила людей!!
И готовилась к тюрьме (работа подсознания удивительна) на 3 года. Меня никто не осуждал, лишь спокойно собирали на зону. Убила я по глупости, просто закрыла людей в каком-то помещении – простите.)))

Гоенка все твердит: You are bound to be successful. Bound to be successful.

На медитациях началось повальное кашляние – людей чистит. Благо затычки для ушей спасают. Но не от собственных мыслей.

Идея Випассаны в том, что все непостоянно, как река течет наша жизнь, наши мысли и нет ничего в этом мире, на что можно опереться. Все Аничча – т.е. непостоянство, а соответственно, ПУСТОТА по своей природе. Все эмоции, мысли и чувства пусты. На уровне атомов все постоянно движется, и материя как таковая также ПУСТА. Все есть энергия. Материальная энергия самая плотная и грубая, оттого мы видим формы и думаем, они твердые.

Но мы – наше тело и наш ум – это волны энергии, и задача этой практики максимально успокоив ум, устранив колебания на поверхности озера, заглянуть на дно, в свое подсознание, хранилище ВСЕЙ информации об этой и прошлых жизнях. Туда, где рождается карма и вяжется картина нашей жизни.

Пока это знание у большинства из нас только интеллектуально, а значит – зыбкое, отсюда постоянные сомнения, забывание своей природы и вновь окунание в обыденность, при сильном желании Истины.
Я здесь, чтобы ПЕРЕЖИТЬ НА ОПЫТЕ эту Истину.

Окончание в следующем выпуске)

ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена

«100 часов на кончике носа» или мой опыт Випассаны.
Часть 1.
(Пишите в комментарии свои вопросы, мнения и ваш опыт)
__________________________________
Я решила опубликовать эти записи, чтобы поделиться своим опытом 10-дневного ретрита молчания под названием Випассана.
Показать полностью.

Я проходила ее в Индии, в священном городе Бодхгая. Возможно кому-то это даст толчок к погружению глубже в практику, а кого-то наоборот, моя история оттолкнет от этой затеи.

Вкратце о практике могу сказать, что Випассана является одной из самых древних техник медитации. Она возникла в Индии более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий, и считается, была дана Буддой Шакьямуни. По некоторым источникам именно благодаря ей Будда обрел просветление.

«Випассана» в переводе с древнеиндийского языка пали, означает «видеть реальность такой, какая она есть».
Более подробно вы можете узнать у товарища Гугла.

Начнем с того, что этот ретрит подразумевает полный вакуум от внешнего мира: вы приезжаете в медитационный центр (их куча по всему миру), сдаете телефоны, книги, тетради, плееры…деньги, паспорта…Шучу. Но на самом деле такая функция есть.
Вам дают ключик от шкафчика, куда вы складываете все, что может отвлекать вас от погружения в собственный ум.
Пока, внешний мир! Впереди 100 часов медитации и трансформации.
После подробного инструктажа и первой вечерней сессии вы замолкаете на ближайшие 10 дней. И тут начинается самое интересное…
Приятного чтения!


ДЕНЬ 0.
Кажется, что прошла уже вечность, но еще не закончился даже первый день…Становится грустно, непонятно, невыносимо тоскливо. Зачем я здесь?
Ум боится и нервничает. Делать пока абсолютно нечего.
Заезд. Регистрация. Ужин рисом и встреча России, Украины, Турции за одним столом. Практика объединяет все же. Инструктаж, 2 шеренги М и Ж, распределение подушек в медитационном зале. Нас около 100 по примерным подсчетам. Два учителя – не индусы, а семейная пара из Израиля – странно. Удивило (*как позже выяснилось, у Гоенки – предводителя этого направления нет прямых последователей — парампары, так сказать. Оттого приходится слушать его лекции в записях, которые показывают на 2-х мониторах, а эта пара отвечает на вопросы по технике и помогает в случае неудач).
Запись Гоенки. У него действительно странный и смешной голос, как мне и говорили. Но после 10 минут привыкаешь. Все такие тихие, мирные. Соседка мне досталась вьетнамская улыбчивая монахиня с ДЦП (*практика объединяет монахов и мирян). Испытала чувство сострадания и умиления, глядя на нее.
В нашей комнате все аскетично, но уютно – 2 кровати и 2 полки, каменные синие стены, и пара гвоздей. Принесли теплые одеяла. Пора спать. Доброй ночи.


ДЕНЬ 1.
4 утра. Страх проспать не оправдался. Гонг и колокольчики под дверь – досыпала 2 часа на первой утренней медитации. Ум, понятное дело, плавал где-то далеко.
6:30 Завтрак каша с бобами.
Снова медитация.
Обед в 11. Очень хорошо кормят. Вкусно. Много.
Свободное время – собрала 2 пакета с мусором на территории центра. Посидела. Полежала. Соседка вымыла раковину. Ощущение стирания ума. Он толком не думает, так, дрейфует…
Ничего конкретного. Идеи, планы на потом, работа, личная жизнь…Все как всегда.
Гонг звонит – точно как собаки Павлова… Глаза в пол (контакт глаз тоже здесь не приветствуется), как в тюрьме.
Are you serious. Ум начинает бунтовать. Еще 9 дней. В таком режиме??
Нашла уже тайное место для своего коврика, думала поголодать тут еще, но все, что бы я ни придумала – все это уловки ума. И все это против правил. И йога тоже. Ох…
Развлечение – мести дорожки от листьев, да вытаскивать колючие соломенки из штанов.
Вот и вся забава.
4 часа медитации…Привет колени, таз, поясница…Ну здравствуй, мечта! Спасибо, что осуществилась!
По-честному сдала все – и книги, и тетрадь, и пишу теперь мелким почерком на обратной стороне броней от билетов и геста. Соседка мило протягивает свою тетрадь, становясь сообщницей преступления))).
На вечерней медитации ум стал вспоминать прошлую жизнь, отматывая жизнь в хронологическом порядке к рождению. Вместо простого наблюдения за дыханием. Какой же он у меня неспокойный товарищ…Ноги ноют, но не адски.


День 2.
4 утра. О Боже, мне это не приснилось? Идти – не идти? Даша, где твоя «отличница»? Все еще здесь. Встаю и плетусь в зал…
После вчерашнего глубоко дискурса (вечером Гоенка нам рассказывает что, зачем и почему) стало стыдно. Он упомянул все шаблоны поведения хитрого ума. И про сон в комнате вместо медитации, и про двойной обед за ужин (здесь вместо ужина только чай разрешается в 5 вечера для более ясного сознания, потому и наедаешься за двоих в 11), и про медитацию на улице, слушая звуки природы, вместо своего ума…
Во мне сейчас как будто двое – абсолютно спокойный, отрешенный и ровный ум и еще один, который мечется, все что-то думает, суетится и охреневает.
На 5 минут стелю коврик в комнате, исполняю пару «па» — готовясь к долгому 2-х часовому сидению со скрещенными ногами, и вперед – к Нирване!

To be continued.

Даша, как здорово, что решила поделится! Интересно и полезно, спасибо

Очень хочу пройти Випассану, и уже морально готовлюсь)) Сейчас практикую ежедневно по 15 минут (со временем начну увеличивать время), и понимаю, что будет очень тяжко Не просто мне даётся неподвижное созерцание дыхания, на 20 минуте начинает наползать жуткое раздражение а значит как раз этим мне и нужно заниматься как можно упорнее)

Пока только все выезды в подмосковном центре совпадают с тичерзом Ну всему своё время)

У меня есть вопрос на счёт коленей, так как это увы слабое место, не разболтаются ли они совсем за 10 дней в сукхасане?

Жду продолжения

ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена

БУДДИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ

СМЕРТЬ — ЕСТЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, НЕИЗБЕЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ

Смерть порой представляется людям наказанием за совершенные ими злодеяния, крахом, ошибкой, но ни одно из этих воззрений не верно. Смерть — естественная часть жизни. Солнце встает и садится, времена года наступают и проходят, прекрасные цветы вянут и утрачивают краски, люди рождаются, живут какое-то время, а затем умирают.
Показать полностью.

Одна из ключевых истин, которую Будда открыл и поведал нам, — это истина о непостоянстве: все меняется и заканчивается. Существуют два уровня непостоянства: грубый и тонкий. Грубое непостоянство сводится к тому, что все порожденное и произведенное (будь то люди или другие живые существа, все природные явления и все, сотворенное руками людей) не может быть вечным и в какой-то временной точке закончит свое существование. Как сказал сам Будда:

Что было рождено — умрет,
Что было собрано — рассеется,
Что было накоплено — истощится,
Что было построено — разрушится
И что было высоким — станет низким.

Наше существование столь же мимолетно, как осенние облака.
Наблюдать за смертью и рождением существ — все равно, что наблюдать за движениями в танце.
Жизнь подобна вспышке молнии в небе,
Она, как бурный поток, стремительно несущийся с крутой горы.

Тонкое непостоянство — это те изменения, которые происходят каждое мгновение во всех живых существах и неодушевленных предметах. Будда говорил, что предметы и феномены не остаются неизменными от одного мгновения к следующему, но постоянно меняются. Эти слова нашли свое подтверждение в современной физике, как указывает Гари Зукав в работе «Танцующие мастера Ву Ли»:

«Каждое взаимодействие внутриатомных частиц состоит в полном уничтожении изначальных частиц и создании новых внутриатомных частиц. Внутриатомный мир — это непрерывный танец создания и уничтожения, когда материя переходит в энергию, а энергия — в материю. Преходящие формы вспыхивают и гаснут, образуя никогда не заканчивающуюся и всегда заново созданную реальность.

Будда искусно передал свое учение о неизбежности смерти одной из своих учениц, Кизе Готами. Киза Готами была замужем, у нее был ребенок, очень дорогой ее сердцу. Когда ребенку было около года, он заболел и умер. Охваченная горем, не в состоянии принять смерть ребенка, Киза Готами взяла его на руки и отправилась на поиски того, кто мог бы вернуть его к жизни. Наконец, она встретила Будду и стала умолять его ей помочь. Будда согласился, но попросил принести ему горчичных зерен, из дома, где никто никогда не умирал.

Киза Готами ходила по деревне от дома к дому и, хотя каждый был готов дать ей дать горстку горчичных зерен, невозможно было найти дома, которого бы не коснулась смерть. Постепенно она осознала, что смерть случается с каждым, вернулась к Будде, похоронила ребенка и стала одной из последовательниц Просветленного. Следуя за ним, она достигла Нирваны, полной свободы от бесконечного круга перерождений и смерти.

Люди порой опасаются, что, если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого психически нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но, как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознать то, что для нас действительно важно в жизни. Например, быть добрым и любить других, быть честным и неэгоистичным. Осознав это, мы направляем свою энергию именно на такие действия и избегаем поступков, которые заставили бы нас перед лицом смерти испытывать сожаления и страх.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРИНЯТЬ ДАННОСТЬ СМЕРТИ И ВСЕГДА ПОМНИТЬ О НЕЙ

В «Сутре о великой Нирване», Будда говорит:

Из всех пахот самая важная – осенняя.
Из всех следов самые большие – слоновьи.
Из всех осознаний самое важное – памятование о смерти.

Осознание смерти и памятование о ней очень важны в буддизме по двум главным причинам:

1) Осознание мимолетности бытия, скорее всего, подтолкнет нас к тому, чтобы проводить время мудро, совершая позитивные, благие, добродетельные поступки, воздерживаясь от негативных, недобродетельных. В результате мы сможем умереть без сожаления, а в следующей жизни получим благоприятное перерождение.

2) Памятование о смерти порождает насущную потребность подготовиться к смерти. Существуют различные методы (например, молитвы, медитация, работа с умом), позволяющие преодолеть страх, привязанность и другие эмоции, которые могут появиться во время смерти и вызвать волнения, обеспокоенность и даже негативные состояния ума. Подготовка к смерти дает нам возможность умереть мирно, с ясным и позитивным состоянием ума.

Преимущества осознания смерти могут быть подтверждены результатами околосмертного опыта. Околосмертный опыт люди переживают, оказавшись в буквальном смысле на волосок от смерти, на операционном столе или в автомобильной аварии. Позже, вернувшись к жизни, они способны описать свои переживания.

ЙОГА с Дарьей Шелестовой запись закреплена

НЕЙРОНЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ: что именно происходит с мозгом, когда вы медитируете?

Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами?
Показать полностью.

В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.
Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.
Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.
Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».
С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.
Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».
Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от какого-то расстройства.
Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.
Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.
В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах.
Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.

Источник

Оцените статью