Меры предупреждения приемы исправления ошибок гимнастика

Предупреждение и исправление ошибок.

На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физичес­ких упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от за­данного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошиб­кам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и мало эффективные движения, требующие лишь дальнейшего улуч­шения.

В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить, соответственно, на три группы:

I. грубые, значительные и незначительные;

II. стабильные и нестабильные;

III. типичные и нетипичные;

Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного дей­ствия. К значительной относят невыполнение общей детали техники; к незначи­тельной неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности дей­ствия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по при­чине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбива­ющих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, назы­ваются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильны­ми. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движе­ний в условиях практического применения действия.

К нетипичным относятся ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространен­ность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стан­дартных внешних факторов или недостатки общепринятой методики обучения дан-

99 Теория и методика физической культуры

ному физическому упражнению.

Очевидно, что одна и та же ошибка, при выполнении физического упражнения, может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значи­тельной, стабильной и типичной (например, движение по дуге при прыжках в высо­ту о разбега способом «перешагивание»).

Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом — вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении, кроме того, необходимо определить сте­пень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действен­ные пути ее предупреждения или исправления.

Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений не­редко становятся следующие недочеты в преподавании:

• Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической под­готовленности занимающихся. Например, подражание технике чемпионов и рекор­дсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.

• Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, име­ющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъе­му завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.

• Преждевременное создание целостного двигательного представления о фи­зическом упражнения, требующем одновременного управления многими движени­ями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается не­верное представление о способе достижения практической цели действия.

• Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действитель­ных отклонениях от заданных параметров движений и действий. Как следствие, обу­чаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные, и руководствуются ими.

• Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий дея­тельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Напри­мер, обучаемые способны выполнить физическое упражнение лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, то есть в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.

Причинами двигательных ошибок могут также быть:

Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто при­водит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.

• Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощу­щений, а также усталость.

• Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное пони­мание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.

• Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особен­ностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например, передвижение двух-шажным попеременным ходом на слишком длинных или коротких лыжах, по снеж­ной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его испол­нения.

• Отрицательный перенос навыков.

Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необхо-

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

• Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принци­пов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обуче­ния двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последо­вательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготови­тельными фазами.

• Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страхов­ки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

• Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении дви­жений, определение их причины и путей их предупреждения.

• Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

Читайте также:  Тренировки для женской талии

• Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учеб­ного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно со­четать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале ис­правляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (зна­чительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять не­сколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.

Путями исправления ошибок являются:

• Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи.

• Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помо­щью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием та­ких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.

•Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концент­рировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется не­верно.

• Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением резуль­тативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправле­нии ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации — вот не­обходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квали­фицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражне­ний в связи с возросшим уровнем развития двигательных качеств могут быть ис­пользованы такие приемы:

• Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внеш­ней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.

• Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормо-

101 Теория и методика физической культуры

зить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь при­ступить к разучиванию.

• Следование правилу: «от простого к сложному через еще более сложное». На­пример, прекратив разучивание данного физического упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре и затем уже оттрудного перейти к разучива­нию легкого и др.

Лекция 8 Общая характеристика физических способностей

Источник

Методика проведения утренней гимнастики. Практический семинар для воспитателей

Оксана Поддубская
Методика проведения утренней гимнастики. Практический семинар для воспитателей

Методика проведения утренней гимнастики

(практический семинар для воспитателей)

Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, «зарядить», человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо — физиологических и психических особенностей детей.

В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной» радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Во время утренней гимнастикирешаются следующие задачи:

• настроить его на рабочий лад;

• активизировать деятельность всех важных систем организма;

• стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

• закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);

• развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).

3. Воспитательная:

• развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.

Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная (с включением ОРУ)

Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части-мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

С использованием полосы препятствий.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.

Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.

Читайте также:  За сколько до тренировки может кушать

Длительность утренней гимнастики.

Млад гр. – 4 — 6 мин

Сред. гр. – 6 — 8 мин

Стар. гр. – 8 — 10 мин

Под. гр. – 10 — 12 мин

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.

I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неёвключают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастикидля предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», и др.).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.

Млад. гр. — 10-15сек

Сред. гр. -15-20сек

Стар. гр. — до 30сек

Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.

II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами). При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастикиподбираются в следующей последовательности:

1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

Количество ОРУ в комплексе

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит:«Присели, спина прямая»).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Читайте также:  План тренировок служебных собак

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.

Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

В утреннюю гимнастикувключаются разные виды прыжков:

— прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);

— перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).

Чередуются ОРУ без предметов и с предметами.

Младшие группы — флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст — флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст — обручи, палки, мячи, скакалки.

III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

— повторение упражнений без изменений;

— обучение в игровой форме;

— в соревновательной форме.

— объяснение, как правильно его выполнить;

— указания, распоряжения, команды;

— вопросы к детям;

— использование наглядных пособий;

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

— Выполнение гигиенических условий и время проведения.

— Наличие трех частей утренней гимнастики.

— Соответствие ОРУ возрасту детей.

— Продолжительность утренней гимнастики.

— Использование физкультурного инвентаря.

— Приемы регулирования дыхания.

— Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

— Использование музыкального сопровождения.

— Самочувствие детей и их настроение.

В конце консультации предлагается воспитателям составить УГГ соответствующему возрасту.

IIмладшая: с предметами.

Старшая: с использованием полосы препятствия.

Подготовительная: в парах; с использованием карточек-заданий

Основные требования проведения утренней гимнастики и физкультурного занятия ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ: — Выполнение гигиенических условий и время проведения. — Наличие.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных моментов» Консультация для молодых воспитателей на тему: «Методика проведения режимных моментов». С утра до вечера. (режимные моменты в саду) Приём.

Практический семинар для родителей по артикуляционной гимнастике Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно,.

Методика проведения утренней гимнастики у детей младшего дошкольного возраста Утренняя гимнастика одна из составляющих модели двигательного режима детей в дошкольном учреждении. Её организация направлена на решение.

Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: — уточнить и закрепить знания воспитателями.

Практический семинар для воспитателей «Педагогическое общение — это партнерское общение» Цели: 1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. 2. Показать закономерность, действующую.

Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня 1. Организационный этап: Игры на сотрудничество: — Здравствуй, ты представляешь?. ; — Деление по признаку (деление по признаку на две.

Консультация для родителей «Правила проведения утренней гимнастики» Сценарий «Открытый показ утренней гимнастики» Здравствуйте уважаемы родители. Сегодня мы для вас подготовили показ утреней гимнастики.

Источник

Оцените статью